По результатам проверки, в случае выявления нарушений законодательства, налоговая служба составляет письменное сообщение, которое вручается налогоплательщику или уполномоченному должностному лицу. Такое сообщение называется уведомление-решение, к нему прилагается акт проведения проверки, расчет штрафных финансовых санкций и денежного обязательства.
Плательщик, в случае несогласия с вынесенным решением фискальной службы Украины, имеет право его обжаловать. Законодательством Украины предусмотрено два способа оспаривания решения: административный и судебный.
Порядок обжалования решений
Административное обжалование решений налоговой — это досудебный порядок решения спора, который подразумевает подачу апелляции в вышестоящий орган налоговой службы. Такой тип обжалования эффективен при очевидных ошибках в работе службы и удобен тем, что со дня подачи жалобы останавливает выполнение денежных обязательств налогоплательщиком до дня окончания процедуры.
Судебное обжалование решения налогового органа — это обращение налогоплательщика в иском суд с с требованием отмены решения. Срок подачи апелляции — до полугода с момента получения уведомления-решения, если судебному обжалованию не предшествовало административное. В противном случае срок подачи — 30 календарных дней с момента окончания процедуры.
Срок обжалования решения налогового органа — 10 календарных дней с момента получения уведомления-решения. Этот срок может быть увеличен при подаче письменного запроса, в случаях, когда налогоплательщик находился за границей, на судне в составе экипажа, в плену или заключении на территории другого государства или считался без вести пропавшим.
Перед подачей апелляции, необходимо письменно уведомить орган налоговой службы о намерении обжалования ее решения.
В жалобе должны быть указаны:
- ФИО, адрес проживания для физического лица или наименование, месторасположение для юридического лица;
- наименование органа, выдавшего уведомление-решение, наименование сбора или санкции, дата и номер выдачи уведомления;
- основания для обжалования постановления налогового органа или суммы денежного обязательства;
- сведения об уведомлении или неуведомлении органа, на который подается жалоба;
- подпись физического лица — налогоплательщика или руководителя для юридического лица;
- перечень документов, которые прилагаются к жалобе.
Если апелляция доставляется по почте, то к ней должна прилагаться опись вложений и уведомление о получении.
После получения жалобы орган налоговой службы должен урегулировать вопрос в течение 20 календарных дней. В случае необходимости срок может быть увеличен до 60 дней, однако плательщик должен быть уведомлен об этом письменно. Если в течение 20 дней вопрос не был урегулирован, то он считается удовлетворенным в пользу налогоплательщика.
Что подлежит обжалованию?
Обжалованию подлежат:
- заключения об аннулировании регистрации плательщика НДС;
- отказ в принятии налоговой декларации;
- уведомления – решения;
- заключения об аннулировании регистрации плательщика единого налога;
- заключения об отказе в регистрации налоговой накладной;
- заключения ГФС об аресте имущества налогоплательщика.
Обжалованию не подлежат:
- налоговое обязательство, определенное в декларации налогоплательщиком;
- акты, составленные по результатам налоговой проверки.